Анализ рынка для оценки упущенной выгоды

Автор: Александр Терентьев, Технический директор экспертной группы Veta



Рассчитывая прибыль, которую кредитор получил бы, если бы его право не было нарушено, специалист делает ряд допущений. Чтобы эти допущения были максимально приближены к истине, нужно учесть влияние на доходы компании не только действий должника, но и других факторов. В том числе, ситуации на рынке.

Значение, порядок, источники анализа

Полноценный анализ рынка показывает, что кредитор мог рассчитывать на прибыль, если бы должник не нарушил его права. Или наоборот — что при текущей ситуации в отрасли ожидания кредитора относительно размеров прибыли неоправданны, а несоблюдение условий договора контрагентом — не единственная причина убытков.

Анализ проводится от общего к частному. Специалист начинает с разбора ситуации в мире, затем сужает круг, переходя к ситуации в стране, в регионе, в местности, где действует компания, понесшая убытки в форме упущенной выгоды.

Специалисты используют следующие источники информации:

  • макроэкономические аналитические исследования, прогнозы;
  • отраслевые исследования и прогнозы;
  • данные по компаниям-аналогам (финансовую отчетность, которую можно найти в свободном доступе).

Анализ рынка, начиная с мировой экономики, помогает определить влияние внешнеэкономической и внутриэкономической ситуации на отрасль. Например, санкционные ограничения сказались на прибыли многих предприятий и целых отраслей. Компании несут убытки из-за нарушения обычных логистических цепочек, и это нельзя не учитывать, приступая к расчету убытков, даже если на первый взгляд к ним привели другие причины.

Бывают и такие случаи, когда оценить упущенную выгоду можно только на основании данных рынка. Например, если компания, понесшая убытки, еще не начала работать.

Таким образом, анализ рынка может проводиться для решения одной из следующих задач:

  1. Определить тенденцию рынка, чтобы подтвердить обоснованность требований лица, чье право было нарушено.
  2. Определить тенденцию рынка, чтобы опровергнуть обоснованность требований лица, чье право было нарушено.
  3. Получить недостающие показатели для расчета из внешних источников.

На следующих примерах видно, как с помощью анализа рынка специалисты решают каждую из трех задач.

Корректировка суммы требований на основе анализа рынка

После кражи со взломом в ювелирном магазине его собственник взыскал реальный ущерб с компании, ответственной за охрану объекта. Также он подал заявление о взыскании упущенной выгоды — прибыли, которую мог получить от реализации похищенного товара, и самостоятельно рассчитал сумму.

Ответчик не согласился с тем, что истец понес убытки в форме упущенной выгоды. Он утверждал, что торговля ювелирной продукцией переживала на момент кражи и после нее трудные времена, а магазин истца был убыточным.

Суд назначил экспертизу по делу для определения суммы упущенной выгоды.

Чтобы смоделировать экономические показатели работы организации, которые вынужденно изменились из-за кражи, эксперт начал с анализа рынка. Он отметил тенденцию к снижению выручки, характерную в 2014 году для всех продавцов ювелирных изделий в России. Также эксперт установил, что оборачиваемость товара на ювелирном рынке и в компании истца составляет более трёх лет. Поскольку период оценки упущенной выгоды лишь немного превышает один год, собственник точно не успел бы за это время продать все драгоценности, не будь они украдены.

С другой стороны, кража случилась в декабре — месяце, на который у продавцов драгоценностей приходится пик продаж.

В итоге расчетов с учетом всех тенденций и особенностей рынка сумма упущенной выгоды оказалась значительно меньше той, которую хотел взыскать истец. Но она не была признана экспертом нулевой, как того хотел ответчик. Истец согласился с расчетом и уменьшил сумму иска.

Опровержение суммы требований на основе анализа рынка

Может случиться и так, что по итогам анализа рынка требования пострадавшей стороны окажутся полностью необоснованными.

В качестве примера приведем сделку между продавцом и поставщиком спиннеров. Спиннер — игрушка-фиджет (антистресс), ставшая трендовой весной-летом 2017. Однако ее популярность прошла также быстро, как появилась.

Продавец заключил сделку на поставку крупной партии спиннеров. Поставщик не смог отгрузить товар и через какое-то время вернул аванс. Продавец воспользовался своим правом взыскать упущенную выгоду — размер чистой прибыли, которую он рассчитывал получить, продав спиннеры в розницу с наценкой. Он обратился к специалистам за расчетом точной суммы упущенной выгоды.

Но специалист, привлеченный для оценки, выяснил, что на дату поставки по договору популярность спиннеров резко снизилась: рынок уже был перенасыщен ими, появились новые фиджеты. То есть спрос на игрушку упал, и у продавца была возможность распродать всю партию только себе в убыток.

В этом случае нельзя говорить об упущенной выгоде. Можно даже назвать удачей, что благодаря стечению обстоятельств, продавец вернул неразумно вложенные деньги. Взыскать с контрагента нечего.

Кейс, в котором анализ рынка стал источником данных

Бесконтактная московская автомойка понесла убытки в форме упущенной выгоды, даже не успев приступить к работе.

Чтобы открыть ее, в начале 2018 года одна компания арендовала у другой земельный участок на год (до 31.01.2019), закупила необходимое оборудование, но получить прибыль так и не смогла. Арендодатель менее чем через три месяца с момента заключения договора уведомил о его расторжении в одностороннем порядке, закрыл доступ на земельный участок арендатору и его сотрудникам, отключил электричество и воду.

Владелец автомойки обратился к специалистам для оценки упущенной выгоды.

Автомойка не отработала достаточное количество времени для того, чтобы необходимые для расчета данные можно было взять из внутренних документов компании. Поэтому важной частью работы по оценке упущенной выгоды стал анализ рынка и деятельности подобных предприятий в том же регионе (Москва), а основные данные были получены из внешних источников.

Анализ рынка как база для оценки упущенной выгоды

Специалист начал с анализа влияния политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе на рынок автомоек. Общие тенденции развития экономики РФ, а также политические и социально-экономические факторы в Москве в интересующий период он оценил, опираясь на статистические данные. Вывод был таким: государство оказывает поддержку бизнесу, темпы инфляции снижаются, доходы населения растут — условия благоприятны для открытия дела.

Затем специалист перешел непосредственно к рынку автомоек, для чего использовал материалы аналитического агентства «Автостат». Аналитики в 2018 году указывали на то, что российский рынок испытывает дефицит автомоек, особенно острый в сегменте самообслуживания. Если в Европе доля автомоек самообслуживания составляет 50%, то в России — всего 5%, и этот пробел будет восполнен в ближайшие 10 лет. Такие объекты привлекательны для инвестиций: вложения окупаются спустя год-полтора, рентабельность составляет 83% и более. В Москве, по данным разных источников, она может доходить до 90%.

Количество транспортных средств в столице каждый год увеличивается примерно на 5%. Это означает, что ручная автомобильная мойка — перспективный бизнес, число клиентов которого будет только расти.

Процесс оценки

Для расчета упущенной выгоды специалисту были нужны следующие данные:

  1. Период упущенной выгоды в днях.
  2. Потенциальный трафик автомобилей в сутки.
  3. Средний чек (средняя сумма, которую тратит за одно посещение клиент автомойки).
  4. Загрузка объекта.
  5. Рентабельность.
  6. Коэффициент индексирования (для корректного расчета суммы с учетом инфляции).

Из материалов, предоставленных владельцем автомойки, можно было получить данные только по пунктам 1 и 2.

Оценку упущенной выгоды специалист выполнял за два периода:

  • истекший — с даты нарушения условий договора до момента обращения за оценкой;
  • будущий — вплоть до истечения срока договора аренды.

Получилось соответственно 61 и 218 дней, которые нужно было рассчитывать отдельно.

Потенциальный суточный трафик вычисляется на основе среднего времени мойки (эти данные нашлись в описании технических характеристик оборудования) и количества оборудованных постов.

Остальную информацию оценщик искал, анализируя московский рынок автомоек.

Сумму среднего чека он получил из периодического аналитического источника (Сборник рыночных корректировок за 2018 год) и дополнительно сравнил с прайсом автомойки заказчика для уверенности, что он мог рассчитывать на такую сумму. В том же источнике была информация о средней заполняемости аналогичных объектов по Москве.

Рентабельность специалист вычислил как среднее арифметическое между цифрами из разных источников без учета крайнего максимального значения. Чтобы привести суммы дохода к текущим цифрам с учетом изменения стоимости денег, он использовал средневзвешенные процентные ставки по банковским рублевым вкладам в РФ за сопоставимые периоды времени, которые взял на сайте Банка России.

Проделав серьезную работу по анализу рынка, специалист смог не только рассчитать сумму упущенной заказчиком выгоды, но и убедительно обосновать ее.

Похожие статьи

Корпоративные убытки и ответственность руководителя

7 февраля 2023

Как взыскать убытки с контрагента из-за нарушении условии договора поставки

7 февраля 2023
Смотреть больше

Другие материалы

Кейсы

Как анализ рынка помогает в оценке упущенной выгоды
Читать кейс
Остановка производства: убытки и упущенная выгода
Читать кейс
Посмотреть больше

Практические руководства

Смотреть все
Посчитай
свои убытки
Открыть калькулятор
Скачайте рекомендации по проведению оценки и доказыванию размера упущенной выгоды
Скачать