В Постановлении от 26.12.2017 г. № 58 рассматриваются вопросы, связанные с обязательным страхованием. Разъясняются правовые особенности такого страхования гражданской ответственности владельцев ТС.
Положение об убытках содержится в п. 37 Постановления. Верховный Суд устанавливает, что относится к реальному ущербу при ДТП. Обычно суды относят к таковому стоимость ремонта для восстановления состояния транспортного средства — а также стоимость запчастей и других материалов.
Тем не менее, Верховный Суд РФ утверждает, что утрата товарной стоимости транспортного средства — это тоже реальный ущерб. Утрата товарной стоимости происходит из-за того, что вследствие ДТП внешний вид транспортного средства ухудшился. Ухудшились также некоторые эксплуатационные качества. Например, прочность отдельных деталей, покрытий и т.д.
Товарная стоимость может снизиться как в результате самого ДТП, так и вследствие последующего ремонта.
При этом товарную стоимость следует возместить, и если заключался договор обязательного страхования. Такой договор может состоять в том, что в случае наступления страхового случая автомобиль пострадавшего ремонтируют на станции технического обслуживания за счёт страховщика. Ремонт проводится в пределах страховой суммы.
Интересно, что в Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 за 2018 год содержался подобный прецедент (п. 9). Здесь страховщик-ответчик утверждал, что в стоимость страховки не входит товарная стоимость транспортного средства. Суды низших инстанций в иске отказали, но ВС РФ отменил их решения.
По мнению Верховного Суда РФ, утраченная товарная стоимость — такая же составляющая реального ущерба, как и оплата ремонта и новых запчастей и других материалов. Данный прецедент и положение Постановления непосредственно связаны между собой — в Обзоре ссылаются на п. 37 Постановления.
Указывается, что при возмещении убытков потерпевшему следует вернуть положение, в котором он бы находился, если бы нарушения не было. И без возмещения товарной стоимости восстановить право в полной мере не удалось бы. Так реализуется принцип полного возмещения убытков.
При этом стоимость всех задействованных материалов входит в реальный ущерб. Считается нормальным, что стоимость транспортного средства при этом увеличилась. Размер убытков можно снизить, если будет доказано, что истец мог использовать менее затратные материалы.
Скачать