Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

В Обзоре судебной практики от 20.12.2017 г. сразу несколько прецедентов, связанных с убытками по договорам перевозки и транспортной экспедиции.

  1. Между сторонами заключён договор перевозки груза. Перевозчик столкнулся с автомобилем третьего лица. Груз повреждён. Вина в ДТП лежит на третьем лице, нарушившем ПДД и скоростной режим. Отправитель подал иск к перевозчику о возмещении убытков в форме реального ущерба. Исковые требования удовлетворены, потому что по закону убытки можно взыскать независимо от вины перевозчика. Если он является профессиональным перевозчиком, то, согласно ст. 796 ГК РФ, он берёт риск повреждения груза на себя. Перевозчик освобождается от ответственности только в случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. ДТП к таковым не относится

    В другом деле у перевозчика лопнула покрышка автомобиля, в результате автомобиль и груз сгорели. С перевозчика тоже взыскали убытки, потому что это обстоятельство — не обстоятельство непреодолимой силы, а связано с эксплуатацией автомобиля, т.е. не чрезвычайно и его нельзя назвать непредотвратимым.
  2. Груз по договору перевозки не был доставлен. Отправитель подал иск, но не смог достоверно установить стоимость груза. В результате суды низших инстанций в иске отказали. Но Верховный Суд РФ отметил, что такое поведение судов несправедливо освобождает от ответственности перевозчика, нарушившего договор.
  3. Владелец и железнодорожный перевозчик заключили договор об эксплуатации ж/д путей необщего пользования. Перевозчик задержал отправку поездов, из-за чего владелец путей обратился в суд, требуя взыскать убытки. Такое правомочие подтверждено Верховным Судом РФ.
  4. Клиент и экспедитор заключили договор о транспортно-экспедиционном обслуживании. Экспедитор нашёл фактического перевозчика и передал ему груз. Но из-за ДТП часть груза повредилась. Клиент потребовал взыскания реального ущерба — экспедитор его возместил. Спустя полтора года после инцидента экспедитор потребовал возмещения убытков с перевозчика, но тот отказал, ссылаясь на годичный срок исковой давности.

    В судах низших инстанций пытались установить, как течёт срок исковой давности. Верховный Суд РФ заключил, что срок исковой давности течёт с момента, указанного в транспортных уставах и кодексах, а не с момента возмещения ущерба клиенту экспедитором. В результате в требованиях истца отказали.
Скачать

Похожие новости

Смотреть все

Другие материалы

Кейсы

Как анализ рынка помогает в оценке упущенной выгоды
Читать кейс
Остановка производства: убытки и упущенная выгода
Читать кейс
Посмотреть больше

Практические руководства

Смотреть все

Статьи

Корпоративные убытки и ответственность руководителя

7 февраля 2023

Как взыскать убытки с контрагента из-за нарушении условии договора поставки

7 февраля 2023

Взыскание убытков по договору аренды: обзор судебной практики

7 февраля 2023

Как взыскать убытки с нарушителя антимонопольного законодательства

1 февраля 2023
Смотреть больше
Посчитай
свои убытки
Открыть калькулятор
Скачайте рекомендации по проведению оценки и доказыванию размера упущенной выгоды
Скачать