Автор: Жукова Ю.Д.
Формат: Статья
Источник: Вестник арбитражной практики № 01/2014
В статье подробно анализируется специфика привлечения к гражданско-правовой ответственности директора юридического лица, нарушившего интересы представляемого юридического лица и тем самым принёсшего убытки организации. Рассматриваются случаи, когда убытки были понесены вследствие недобросовестного и неразумного поведения директора. Автор уделяет особое внимание позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ №62.
Автор подмечает, что в некоторой степени данное постановление опередило своё время – и отдельные его положения вводятся в практику только сейчас. Но даже здесь обнаружены правовые пробелы и тонкости, на которых в своём исследовании останавливается автор.
Автор выявляет, как соотносятся критерии разумности и добросовестности в поведении директора юридического лица на основании положений Постановления. Он приходит к выводу, что приведённых в тексте документа критериев недостаточно, чтобы говорить об обособленности данных понятий, либо же их формулировки являются неточными.
Особый акцент исследования делается на проблемных аспектах оснований для привлечения директора юридического лица к ответственности. В частности, отмечается, какие проблемы свойственны такому основанию, как наличие конфликта интересов при совершении директором сделки от имени юридического лица. Данное основание выступает критерием недобросовестности поведения директора юридического лица.
Автор задаётся вопросом о прямой причинно-следственной связи между конфликтом интересов и личной заинтересованностью директора юридического лица и нарушением интересов организации. Здесь утверждается, что сам по себе конфликт интересов, в особенности нераскрытый, не всегда означает прямое нарушение интересов организации.
Анализируя процессуальный аспект, автор отмечает, как распределяется бремя доказывания по данной категории дел. Кроме того, в статье рассматривается специфика ответственности директора юридического лица за выбор контрагентов, с которыми совершаются сделки, и сотрудников/представителей организации – т.е. ответственность за действия третьих лиц.
Автор ранжирует ответственность директора в случае привлечения «проблемного» контрагента и представителя организации, а также отмечает, что ответственность директора при выборе сотрудника не носит безусловного характера.